Москва −6 °C, снег.

ПОБЕДИТЕЛЬ КОНКУРСА СМИ МИНСТРОЯ 2016
Курс ЦБ на 19.01 USD:  59.1830-0,21 EUR:  63.2252-0,06 Курс нефти Brent: 54,18-2,34
BIM

Лента новостей

17:48
Сколько внеуличных переходов построено в Москве в прошлом году
17:41
Где и для чего на МКАДе построят дополнительные съезды
17:41
Когда в Пензе построят современный аэропорт
17:31
В России принят новый ГОСТ для деревянных дверей
17:06
Когда в Перми построят новый шикарный зоопарк за 1,833 млрд рублей
16:55
Под Калининградом на янтарном месторождении создают место отдыха
16:41
Назван точный срок ввода проблемного ЖК «Ленинский парк» в Петербурге
16:31
PCI Group купила производство стройматериалов в Западной Европе
16:24
В Краснодарском крае чиновник получил реальный срок за махинации с землей
15:52
Где в Москве построят новый гигантский автобусный парк
15:43
В подмосковном Клину построили крупный торгово-складской комплекс
15:25
Кто сменил скандального начальника службы автодорог в Крыму на посту
15:05
Где и как в России создадут первый курорт мирового значения
14:52
Кем устроился работать бывший замминистра строительства Свердловской области
14:45
Названы причины серьезного проседания жилого дома в Нижегородской области
14:09
Минстрой и ЖКХ РФ встает на путь проектного проектирования
14:02
Каким станет столичный кинотеатр «Таллин» после реконструкции
13:45
Президент РФ Путин разрешил пуск очень важного газопровода
13:33
Собянин рассказал, когда в Москве завершится переоснащение школ
13:17
Каким в столичном Останкино построят ещё один крупный ЖК
13:11
Объявлено, когда жители Крыма начнут платить налог на имущество
12:53
Зачем в Минстрое РФ создают рабочую группу по объектам «Росатома»
12:43
В Москве ищут желающих купить исторический особняк в центре
12:41
В Волгограде глава стройфирмы попался на уклонении от налогов
12:26
В Тыве осудят экс-министра строительства за крупное взяточничество
11:54
Как в 2016 году выросло количество дольщиков в Москве
11:51
В Подмосковье завершено обустройство крупного военного городка
11:41
Вот кто построит филиал Малого театра в Когалыме
11:30
Каким построят крупнейший приют для бездомных животных под Кисловодском
10:43
Сколько гаражей будет построено в Москве в этом году
Все новости

Архив публикаций

«    Январь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Последние комментарии

Почему Россия осталась без национального техрегламента

logo russianconstruction.com
Почему Россия осталась без национального техрегламента
Почему приостановлена разработка технического регламента Таможенного союза по безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий

По инициативе Казахстана в апреле этого года было принято решение о приостановке дальнейшей работы над техническим регламентом Таможенного союза. В дальнейшем разработкой и утверждением Концепции техрегламента будет заниматься Евразийская экономическая комиссия Таможенного союза, что практически означает возврат на исходные позиции шестилетней давности. Почему же это произошло?

В России разработка технического регулирования в строительстве находится, так сказать, в состоянии стагнации. В чем же это выражается?

Заместитель председателя Межотраслевого совета по техническому регулированию в строительстве РСПП Вячеслав БЛИНОВ

 

Россия осталась без национального техрегламента

Во-первых, нормативно-техническая документация (СП, СНиПы и ГОСТы), актуализированная с 2010 по 2013 год, нелегитимна для использования при проектировании новых объектов. И это при том, что на ее обновление затрачены сотни миллионов рублей. Происходит такое потому, что эта документация до сих пор (уже более трех лет!) не включена в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 28.06.2010 г. № 1047р. Он имеет длинное название — «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Именно из-за того, что актуализированная нормативно-техническая документация отсутствует в этом Перечне, она не признается Госэкспертизой. Понятное дело, что это отрицательно влияет на безопасность зданий и сооружений, а также увеличивает их стоимость, сроки проектирования и строительства. Кто именно тормозит процессы утверждения «наверху», наверняка сказать сложно, а догадками здесь заниматься не хочется.

Второе, что тревожит. В марте 2010 года на стадии второго чтения в Госдуме была прекращена разработка национального технического регламента «О безопасности строительных материалов», имеющего статус федерального закона (проект ФЗ № 192544-5). Сделано это было в связи с разработкой одноименного регламента тогда еще ЕврАзЭС. В результате Россия оказалась единственной из стран Таможенного союза, не имеющей законодательной защиты от доступа на строительную площадку некачественных, контрафактных и фальсифицированных строительных материалов как отечественного, так и зарубежного производства. И что в итоге мы имеем? По данным Госстройнадзора, были попытки поставок крупных партий некачественных материалов даже на такие значимые объекты, как комплексы для саммита АТЭС и Сочинской Олимпиады. А что уж говорить о рядовых строительных площадках…

В-третьих, не стала заслоном на пути некачественных материалов и существующая сегодня в России «полудобровольная» система сертификации и вывода на рынок новых стройматериалов и изделий. Причин здесь можно назвать много: это и коммерциализация системы сертификации, и ее неэффективность и т.д.


 

 

Возврат на исходные позиции?

Надежда на преодоление этих проблем в рамках Таможенного союза не оправдалась, хотя именно Россия была ответственной за разработку технического регламента «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий». Это, по сути, подтвердило правоту тех специалистов, кто был за принятие регламента Европейского союза 305/2011ЕС и против поиска своего пути там, где он уже был проложен. Ведь, напомним, впервые в мировой практике была сделана попытка объединить на наднациональном уровне требования, регулируемые разными национальными законодательствами (градостроительным, пожарным, имущественным, экологическим, земельным и др.) и разными нормативно-техническими документами (российские и казахстанские СНиПы, белорусские технические кодексы и правила).

Попытки сближения требований окончились тем, что в проектах перечней документов по стандартизации, которые используются в качестве доказательной базы, каждая сторона включила свои действующие национальные нормативно-технические документы. В итоге в тексте последних вариантов техрегламента в девяти статьях по зданиям и сооружениям приведено двенадцать (!) отсылок к национальным законодательствам. Это такие ключевые вопросы, как ввод зданий и сооружений в эксплуатацию, признаки деления объектов на опасные и особо опасные, экологическая защита, требования к проектной документации, а также к документации, принимаемой по результатам строительства. На национальный уровень были отданы правила применения специальных технических условий (СТУ), проведения экспертизы, по авторскому надзору проектировщиков, по гостройнадзору за строительством и эксплуатацией зданий и сооружений.

А что же осталось в техрегламенте Таможенного союза по зданиям и сооружениям? Кроме базовых требований по безопасности и энерго-, ресурсосбережению — только общие организационные и учебно-методические подходы к обеспечению безопасности зданий и сооружений. Они не работают без доказательной базы — нормативно-технических документов в виде межгосударственных строительных норм, которые еще только предстоит разработать.

Все эти сложные нюансы, судя по всему, ввели в заблуждение российских правительственных чиновников. В результате в ноябре 2013 — январе 2014 года наднациональным органам (Межправительственному совету по строительству СНГ и Совету ЕЭК Таможенного Союза) был дан ряд взаимоисключающих поручений об утверждении документов. Все это окончательно завело ситуацию с разработкой техрегламента Таможенного союза в тупик. А далее, как мы уже отметили, по инициативе казахстанской стороны в апреле 2014 года было принято решение о приостановке дальнейшей работы над этим документом. Разработка и утверждение его Концепции передано Евразийской экономической комиссии Таможенного союза, что практически означает возврат на исходные позиции шестилетней давности.

 

Минстрой России: нужны новые полномочия

Для того, чтобы подобная ситуация не повторилась вновь, нужно разобраться в причинах неудачи и учесть негативный опыт. Главное — необходимо инициировать принятие решения Евразийской комиссии о законодательном регулировании строительной деятельности странами на национальном уровне, что соответствует текущей международной и европейской практике (регламент 305/2011ЕС). Для этого надо вывести из техрегламента Таможенного союза все требования к зданиям и сооружениям, кроме базовых требований к их безопасности (это обеспечение механической и пожарной безопасности, рациональное энерго- и ресурсосбережение), а затем гармонизировать их с законодательством и нормативно-правовыми актами стран недавно созданного Евразийского экономического союза.

Следует разобраться и еще с одним недоразумением. Сами требования безопасности и нормативно-технические документы, регламентирующие их в области строительства, утверждаются федеральными органами исполнительной власти (Росстандартом, Минстроем, МЧС и др.), а перечни этих требований и документов — Правительством РФ. Ну и скажите, где здесь логика и здравый смысл? Почему Минстрой РФ, ответственный за государственную политику по обеспечению безопасности зданий и сооружений и строительной деятельности, не наделен правом принимать вторичный документ — перечень этих норм и документов?

Парадоксальность ситуации заключается в том, что при утверждении нормативно-технической документации устанавливается срок ее введения в действие, но практическое применение этих правовых документов возможно только после включения их в вышеупомянутый Перечень. Вот и получается, что новые и актуализированные нормативно-технические документы, на которые были затрачены сотни миллионов бюджетных и собранных строителями рублей, морально стареют до того, как попадают в Перечень. В итоге — широкое применение СТУ, что удорожает строительство и снижает возможность широкомасштабного применения современных норм по обеспечению безопасности и качества объектов капитального строительства.

Выход из ситуации — немедленное внесение соответствующих изменений в ч.1 ст.6 ФЗ-384 от 30.12.2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Это позволит Минстрою создать эффективную систему технического регулирования строительной деятельности в нашей стране.

Вячеслав БЛИНОВ,
заместитель председателя Межотраслевого совета по техническому регулированию в строительстве РСПП

Похожие публикации

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Партнеры

Национальное объединение строителей

Кнауф

Скания

Volvo

RUKKI

Волма

Iveco

Profine

RF

Paroc

СГК

Этернит

Наверх