Москва +19 °C, дождь.

ПОБЕДИТЕЛЬ КОНКУРСА СМИ МИНСТРОЯ 2016
BIM

Лента новостей

10:19
Воробьев назвал реальные сроки расселения ветхого жилья в Подмосковье
09:45
Где и почему в Москве разметили ещё 19 новых диагональных переходов
09:37
Какой современный терминал возведут в аэропорту Челябинска за 2,9 млрд рублей
17:54
Где в России построили первый в СНГ завод японских автопокрышек
17:33
В Свердловской области вынесен приговор по делу о нападении на электромонтеров
17:08
Из-за чего сегодня вновь было заблокировано движение на МКАД
17:01
Назван срок проблемного долгостроя на ул. Писаревская в подмосковном Пушкино
16:42
В Ленобласти создано новое ведомство для работы с долгостроями и соцобъектами
16:22
Обманутый дольщик в Нижегородской области судится с застройщиком за нарушения срока сдачи жилья
16:10
В Самаре почти достроили первый арендный дом для обманутых дольщиков
15:45
Замминистра строительства и ЖКХ Прикамья неожиданно оставил свой пост
15:23
В Иркутске почти завершена реконструкция Покровской развязки
15:08
Где в Кабардино-Балкарии проложат новую железную дорогу
14:36
Какую необычную технологию испробуют при строительстве дорог в Тюменской области
14:24
Когда в Тольятти возведут аллею в честь 50-летия АВТОВАЗа
14:18
Участки каких улиц Москвы сегодня стали односторонними
14:07
В Москве стройкомнаия предлагает желающим пожить в её домах за хорошую плату
13:51
Как экс-мэр Есентуков Писаренко стала фигурантом сразу 11 уголовных дел
13:30
В Москве назвали среднюю цену всех продаваемых квартир в пятиэтажках
13:20
Мэр Собянин рассказал о планах по благоустройству парков Москвы
13:12
В Москве ищут желающих создать реальный проект реновации жилья
12:57
Как в Москве заработал и чем занимается Дорожный патруль ЦОДД
12:45
Для чего в России хотят создать открытую группу по информмоделированию
12:37
В Челябинске решено построить еще одну гигантскую школу на 1,5 тыс. мест
12:13
Выяснилось, кто достроит участок трассы Надым – Салехард за 2,94 млрд рублей
11:51
Какой завод китайцы собрались строить в Сургуте за 600 млн рублей
11:49
Тайна смерти в Москве бывшего директора скандального НПО «Космос»
11:33
Что сегодня реально творится на трассе «Кавказ» в Ставропольском крае
11:26
Подробности ЧП на стройке в Новосибирске, где сорвалась люлька с рабочим
10:47
По делу об обрушении сцены на детей в Перми проведено первое задержание
Все новости

Архив публикаций

«    Май 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Последние комментарии

Почему Россия осталась без национального техрегламента

logo russianconstruction.com
Почему Россия осталась без национального техрегламента
Почему приостановлена разработка технического регламента Таможенного союза по безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий

По инициативе Казахстана в апреле этого года было принято решение о приостановке дальнейшей работы над техническим регламентом Таможенного союза. В дальнейшем разработкой и утверждением Концепции техрегламента будет заниматься Евразийская экономическая комиссия Таможенного союза, что практически означает возврат на исходные позиции шестилетней давности. Почему же это произошло?

В России разработка технического регулирования в строительстве находится, так сказать, в состоянии стагнации. В чем же это выражается?

Заместитель председателя Межотраслевого совета по техническому регулированию в строительстве РСПП Вячеслав БЛИНОВ

 

Россия осталась без национального техрегламента

Во-первых, нормативно-техническая документация (СП, СНиПы и ГОСТы), актуализированная с 2010 по 2013 год, нелегитимна для использования при проектировании новых объектов. И это при том, что на ее обновление затрачены сотни миллионов рублей. Происходит такое потому, что эта документация до сих пор (уже более трех лет!) не включена в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 28.06.2010 г. № 1047р. Он имеет длинное название — «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Именно из-за того, что актуализированная нормативно-техническая документация отсутствует в этом Перечне, она не признается Госэкспертизой. Понятное дело, что это отрицательно влияет на безопасность зданий и сооружений, а также увеличивает их стоимость, сроки проектирования и строительства. Кто именно тормозит процессы утверждения «наверху», наверняка сказать сложно, а догадками здесь заниматься не хочется.

Второе, что тревожит. В марте 2010 года на стадии второго чтения в Госдуме была прекращена разработка национального технического регламента «О безопасности строительных материалов», имеющего статус федерального закона (проект ФЗ № 192544-5). Сделано это было в связи с разработкой одноименного регламента тогда еще ЕврАзЭС. В результате Россия оказалась единственной из стран Таможенного союза, не имеющей законодательной защиты от доступа на строительную площадку некачественных, контрафактных и фальсифицированных строительных материалов как отечественного, так и зарубежного производства. И что в итоге мы имеем? По данным Госстройнадзора, были попытки поставок крупных партий некачественных материалов даже на такие значимые объекты, как комплексы для саммита АТЭС и Сочинской Олимпиады. А что уж говорить о рядовых строительных площадках…

В-третьих, не стала заслоном на пути некачественных материалов и существующая сегодня в России «полудобровольная» система сертификации и вывода на рынок новых стройматериалов и изделий. Причин здесь можно назвать много: это и коммерциализация системы сертификации, и ее неэффективность и т.д.


 

 

Возврат на исходные позиции?

Надежда на преодоление этих проблем в рамках Таможенного союза не оправдалась, хотя именно Россия была ответственной за разработку технического регламента «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий». Это, по сути, подтвердило правоту тех специалистов, кто был за принятие регламента Европейского союза 305/2011ЕС и против поиска своего пути там, где он уже был проложен. Ведь, напомним, впервые в мировой практике была сделана попытка объединить на наднациональном уровне требования, регулируемые разными национальными законодательствами (градостроительным, пожарным, имущественным, экологическим, земельным и др.) и разными нормативно-техническими документами (российские и казахстанские СНиПы, белорусские технические кодексы и правила).

Попытки сближения требований окончились тем, что в проектах перечней документов по стандартизации, которые используются в качестве доказательной базы, каждая сторона включила свои действующие национальные нормативно-технические документы. В итоге в тексте последних вариантов техрегламента в девяти статьях по зданиям и сооружениям приведено двенадцать (!) отсылок к национальным законодательствам. Это такие ключевые вопросы, как ввод зданий и сооружений в эксплуатацию, признаки деления объектов на опасные и особо опасные, экологическая защита, требования к проектной документации, а также к документации, принимаемой по результатам строительства. На национальный уровень были отданы правила применения специальных технических условий (СТУ), проведения экспертизы, по авторскому надзору проектировщиков, по гостройнадзору за строительством и эксплуатацией зданий и сооружений.

А что же осталось в техрегламенте Таможенного союза по зданиям и сооружениям? Кроме базовых требований по безопасности и энерго-, ресурсосбережению — только общие организационные и учебно-методические подходы к обеспечению безопасности зданий и сооружений. Они не работают без доказательной базы — нормативно-технических документов в виде межгосударственных строительных норм, которые еще только предстоит разработать.

Все эти сложные нюансы, судя по всему, ввели в заблуждение российских правительственных чиновников. В результате в ноябре 2013 — январе 2014 года наднациональным органам (Межправительственному совету по строительству СНГ и Совету ЕЭК Таможенного Союза) был дан ряд взаимоисключающих поручений об утверждении документов. Все это окончательно завело ситуацию с разработкой техрегламента Таможенного союза в тупик. А далее, как мы уже отметили, по инициативе казахстанской стороны в апреле 2014 года было принято решение о приостановке дальнейшей работы над этим документом. Разработка и утверждение его Концепции передано Евразийской экономической комиссии Таможенного союза, что практически означает возврат на исходные позиции шестилетней давности.

 

Минстрой России: нужны новые полномочия

Для того, чтобы подобная ситуация не повторилась вновь, нужно разобраться в причинах неудачи и учесть негативный опыт. Главное — необходимо инициировать принятие решения Евразийской комиссии о законодательном регулировании строительной деятельности странами на национальном уровне, что соответствует текущей международной и европейской практике (регламент 305/2011ЕС). Для этого надо вывести из техрегламента Таможенного союза все требования к зданиям и сооружениям, кроме базовых требований к их безопасности (это обеспечение механической и пожарной безопасности, рациональное энерго- и ресурсосбережение), а затем гармонизировать их с законодательством и нормативно-правовыми актами стран недавно созданного Евразийского экономического союза.

Следует разобраться и еще с одним недоразумением. Сами требования безопасности и нормативно-технические документы, регламентирующие их в области строительства, утверждаются федеральными органами исполнительной власти (Росстандартом, Минстроем, МЧС и др.), а перечни этих требований и документов — Правительством РФ. Ну и скажите, где здесь логика и здравый смысл? Почему Минстрой РФ, ответственный за государственную политику по обеспечению безопасности зданий и сооружений и строительной деятельности, не наделен правом принимать вторичный документ — перечень этих норм и документов?

Парадоксальность ситуации заключается в том, что при утверждении нормативно-технической документации устанавливается срок ее введения в действие, но практическое применение этих правовых документов возможно только после включения их в вышеупомянутый Перечень. Вот и получается, что новые и актуализированные нормативно-технические документы, на которые были затрачены сотни миллионов бюджетных и собранных строителями рублей, морально стареют до того, как попадают в Перечень. В итоге — широкое применение СТУ, что удорожает строительство и снижает возможность широкомасштабного применения современных норм по обеспечению безопасности и качества объектов капитального строительства.

Выход из ситуации — немедленное внесение соответствующих изменений в ч.1 ст.6 ФЗ-384 от 30.12.2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Это позволит Минстрою создать эффективную систему технического регулирования строительной деятельности в нашей стране.

Вячеслав БЛИНОВ,
заместитель председателя Межотраслевого совета по техническому регулированию в строительстве РСПП

Похожие публикации

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Партнеры

 

Национальное объединение строителей

Кнауф

Скания

Volvo

RUKKI

Волма

Iveco

Profine

RF

Paroc

СГК

Этернит

Наверх