Москва +15 °C, дождь.

ПОБЕДИТЕЛЬ КОНКУРСА СМИ МИНСТРОЯ 2016
BIM

Лента новостей

09:32
Какие необыкновенные светофоры установят на пешеходных переходах в Москве
17:53
Назван срок начала строительства в Москве южного дублера Кутузовского проспекта
17:43
Как в Москве будут ремонтировать НИЕИ оториноларингологии им. Л.И. Свержевского
17:17
Когда в Крыму построят супербазу для лучших российских скалолазов
17:03
В чем еще подозревается экс-глава Минстроя Ингушетии
17:02
Как в ХМАО выберут нового главу Фонда капремонта
16:54
Когда в Крыму построят супербазу для лучших российских скалолазов
16:39
Премьер Медведев установил предельный срок для ввода третьей ВВП в «Шереметьево»
16:28
Когда в Архангельской области построят собственный мусороперерабатывающий завод
16:03
Ногинских чиновников осудят за взятку при строительстве детсада
15:43
Какие требования выдвинули в Госдуме к подъездам и парковкам у ТЦ
15:25
Причины неожиданного задержания ио вице-премьера правительства Удмуртии
15:11
Власти придумали, как восстановить права обманутых дольщиков СУ-155 в Щербинке
14:37
В Севастополе ищут желающих реконструировать Парк Победы за 1 млрд рублей
14:21
Назван срок начала стройки завершающего участка Северно-Западной хорды
14:05
В столичном районе Крылатское построен оригинальный ФОК
14:03
В России теперь новые правила проектирования защиты от затопления
13:49
Что сейчас происходит на строительстве станции метро «ЦСКА» в Москве
13:42
Госдума приняла закон о новой льготе для Героев РФ и Советского Союза
13:27
Каким Главгосэкспертиза одобрила проект строительства 2-й очереди СК «Звезда»
13:11
Как в Москве хотят отремонтировать знаменитую больницу
12:43
Вот кого в Керчи избрали новым главой города
12:27
Какие экстремальные аттракционы решили установить в столичных «Лужниках»
12:27
Назван срок завершения реконструкции консерватории им.Чайковского в Москве
12:15
Глава района в Новосибирской области оставил детей-сирот без жилья
11:48
Где в Москве сегодня вновь стали безжалостно сносить торговые точки
11:46
Как лже-сотрудница мэрии Самары присвоила миллионы рублей субсидий
11:31
Зачем Сергей Степашин и Константин Цыбин срочно прилетели в Братск
11:10
В центре Москвы, наконец, завершена масштабная реконструкция Малого театра
10:50
Цель представленного в Москве проекта «Я – строитель будущего»
Все новости

Архив публикаций

«    Июнь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 

Последние комментарии

Иван Кулибин: изобретатель, строитель, любитель женщин и поэт

logo russianconstruction.com
Иван Кулибин: изобретатель, строитель, любитель женщин и поэт

Как великому российскому изобретателю не дали построить мост


Редакция Всероссийского интернет-журнала «Строительство.RU» решила, что рубрика «Кто есть Who» не будет полноценной, если наряду с биографическими очерками о ныне живущих заслуженных строителях, мы не расскажем нашим читателям об исторических личностях, связанных со строительством, о которых мы мало знаем. Сегодня речь пойдет о талантливом изобретателе и, как оказалось, проектировщике — Иване КУЛИБИНЕ.

 

Многим хорошо известно, что Иван Кулибин — гениальный изобретатель-самоучка, создавший большое количество всевозможных приспособлений. Но немногие знают, что помимо всего прочего Кулибин был еще и выдающимся инженером-проектировщиком, строителем-практиком, опередившим в своих изысканиях разом весь прогрессивный мир…   

Славное имя Ивана Петровича Кулибина, современника Михайло Ломоносова и Екатерины II, было широко популяризовано советской пропагандой в период индустриализации. Незнатный, небогатый, но крайне одаренный патриот из глубинки, добившийся при помощи своих талантов и трудолюбия невероятных высот,— такой образ идеально подходил для агитации в пролетарской среде. 

Но нарицательным его имя стало еще раньше: изобретатель-самоучка, опередивший свое время и недооцененный современниками, фигурирует, к примеру, в пьесе А.Н. Островского «Гроза». Там и зовут героя так, что ни с кем не перепутаешь: Кулигин. 

 

Баловень императрицы

Впрочем, Кулигин Кулибину — рознь. Нельзя сказать, что жизнь Ивана Петровича в екатерининской России не сложилась.Он 30 лет заведовал механической мастерской при Академии наук, получил недоступные большинству возможности для самореализации, слыл знаменитостью еще при жизни и был уважаем и почитаем в самых пестрых кругах — от светских бездельников до светил мировой науки. 

И все же, как это ни прискорбно, большинство его изобретений внедрено не было. Придворные служители, ученые мужи и высокопоставленные чиновники многозначительно кивали головами, одобрительно покашливали, но все же имели больше пристрастия не к прикладным наукам, а к увеселительным.

Поэтому  большинству людей своего времени Кулибин был известен, прежде всего, своими красочными придворными пиротехническими представлениями и крохотными механическими устройствами для отрады глаз обеспеченной публики. 

 

Гений на всю голову

Все, конечно, охали да ахали в один голос, когда Иван Петрович демонстрировал свои «серьезные» изобретения. Такие, например, как первый в мире механический протез ноги или прожектор, который при помощи сложной системы зеркал, мог увеличивать яркость одной свечи в 500 раз и светить на расстояние до 35 км. 

И, понятное дело, все онемели, когда для сухопутного передвижения Кулибин соорудил и успешно продемонстрировал в деле так называемую «самокатную повозку», которую часто называют одним из первых в мире прообразов автомобиля. 

Самокат Кулибина

…Охали, немели, но быстро теряли интерес. Увы, схожей судьбы удостоились и многие инженерные проекты Кулибина. В частности, это касается передовых идей в сфере проектирования и возведения мостов оригинальной конструкции, которым он посвятил несколько десятилетий своей жизни. 

Будучи жителем Санкт-Петербурга — города, расположенного на островах, — да еще и обладая при этом живым, изобретательным умом, Кулибин не мог равнодушно взирать на то, с какими трудностями и опасностями каждый год сталкиваются петербуржцы, переправляясь с одного берега на другой. 

 

Опережая мировую науку

Все дело в том, что император Петр Великий до самой своей смерти не позволял возводить на Неве мостов — его мечтой был город с развитым судоходством, где каждый житель имеет возможность использовать собственную лодку для перемещения по рекам и каналам.

Первый в истории Петербурга мост был построен только в 1727 году, и был, что называется, наплавным. То есть, по сути, это был настил из длинных, скрепленных между собой досок, покоящихся на понтонах, в качестве которых, как правило, выступали грузовые лодки.

Иван Кулибин: изобретатель, строитель, любитель женщин и поэт

Понтонный мост в Петербурге

Нева глубока, стремительна, а в ледоход часто беспощадна. Своеволие и непокорность реки привели Кулибина к мысли о сооружении моста, опирающегося своими основами только на каменные берега. То есть однопролетного — с невиданной и немыслимой по тем временам аркой длиной в 300 м.

В ту пору в мире был всего один мост, который мог тягаться с кулибинским — через реку Лиммат в Швейцарии, но и его пролет был почти в три раза меньшим — всего около 120 м. 

С 1771 по 1774 годы Кулибин создает три проекта однопролетного моста, с каждым разом эмпирически открывая новые законы и закладывая основы будущего мостостроения. Так, в 1772 году он применил на практике «метод веревочного многоугольника Пьера Вариньона». Причем это произошло почти за 60 лет до того, как работы французского ученого были опубликованы в России и впервые опробованы в строительстве. 

В 1775 году изобретатель, проверив и усовершенствовав уникальную конструкцию на опытных макетах меньшего размера, начинает строить модель в 1/10 натуральной величины, а затем проводит множественные успешные испытания в присутствии ученого сообщества. 

Уменьшенная копия повторяла все элементы будущей грандиозной конструкции: более 12 тыс. деревянных деталей, скрепленных почти 50 тыс. железных болтов. Основы моста должны были опираться на каменные фундаменты высотой около 14 м по обеим сторонам Невы. Длина арки, согласно проекту достигавшая 300 м, в модели, соответственно, составила 30 м. Ширина проезжей части моста в оригинале превышала 8 м.

Проект однопролетного моста Кулибина

Модель была закончена к 1776 году. Финальные испытания конструкции моста Кулибина проводятся в начале 1777 года под наблюдением специально созданной для этих целей комиссии из членов Академии наук. Модель сначала была испытана с нагрузкой в 3 300 пудов, а затем к этому весу сверх расчетной грузоподъемности добавили еще 600 пудов. Ни одна деталь моста не дрогнула и не погнулась. 

Ученая комиссия, не без восторга некоторых ее членов, пришла к выводу, что проект надежен и к строительству пригоден. О достижениях русского умельца писала отечественная и западная пресса. Кулибина величали выдающимся инженером современности и даже наградили именной медалью. Вот только мост построить в натуральную величину почему-то так и не дали…

 

Будни патриота

В течение нескольких десятилетий после этого Кулибин увлеченно занимался разработкой мостов собственной конструкции. Следующие его проекты имели уже по несколько арок, отличались все той же свойственной самобытному нижегородскому уникуму печатью гения и планировались автором к постройке на Волге и других русских реках.

К сожалению, ни один из мостов Кулибина, несмотря на всю их функциональность, продуманность и новаторский подход к реализации задач, так и не был построен — ни в России, ни за ее пределами.  

Та самая уменьшенная модель одноарочного моста, которая должна была послужить прототипом для строительства выдающегося инженерного сооружения своего времени, впоследствии в течение 17 лет украшала собой двор Академии наук. Затем ее переместили в сад Таврического дворца и установили над каналом. 40 лет после этого копия инновационного строения развлекала гостей сада и постепенно ветшала, пока не разрушилась окончательно. 

 

Тайна шахты в Зимнем дворце

Та же безрадостная участь постигла еще одну новацию Кулибина в сфере строительства — первый в мире прототип лифта. Он был построен в Зимнем дворце, когда Екатерине II было уже 64 года: в силу возраста и избыточного веса пожилой даме было сложно подниматься по многочисленным ступенькам. 

«Подъемное кресло», как назвал свое изобретение Кулибин, представляло собой кресло-подъемник, двигавшееся в специальной шахте при помощи винтового механизма, приводимого в движение хитроумной механикой и мускульной силой двух людей.

Иван Кулибин: изобретатель, строитель, любитель женщин и поэт 

Схема лифта Кулибина

После смерти императрицы подъемник использовать перестали, а шахту заложили кирпичом. Лишь в начале XXI века реставраторы Эрмитажа случайно обнаружили оставшиеся в стене фрагменты кулибинского устройства… 

 

«Вечный двигатель» конструкции Кулибина

Да, Кулибин был знаменит и близок ко двору. Но воспринимали его не как гениального человека, а как невиданную диковинку, странную и занимательную безделушку — такую же, какими он всю жизнь развлекал придворную знать.

Восторг и замешательство вызывала и его необычная внешность. Окладистая борода и длинный кафтан на манер старорусского соответствовали крайне консервативным взглядам Кулибина на все, кроме научно-технического прогресса. 

Но образ его — не шутовство. Это был человек строгих правил: он никогда не пил спиртного, не курил и не играл в азартные игры. Зато писал стихи и, видимо, пользовался успехом у женщин — Кулибин был женат три раза и имел 11 детей. Причем в третий раз он женился, уже будучи 70-летним стариком. И от этого брака у него родились три дочки! 

Остаток своих дней выдающийся русский изобретатель провел в попытках построить настоящее инженерное чудо, которое на все времена увековечило бы его имя. В свой новый проект — «вечного двигателя» — пожилой Кулибин вложил все личные сбережения. Он  и умер за работой, вероятно, даже не заметив ни нищеты, в которой оказался, ни самой смерти… 

«Вечный двигатель» Кулибина — нерукотворный. И он исправно работает уже не одно столетие подряд. Это его бессмертное имя, которое неизменно продолжает вдохновлять на невероятные свершения все новые и новые поколения кулибиных... 

Алексей ГАРИН

 

Похожие публикации

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Партнеры

 

Национальное объединение строителей

Кнауф

Скания

Volvo

RUKKI

Волма

Iveco

Profine

RF

Paroc

СГК

Этернит

Наверх