Москва −8 °C, снег.

ПОБЕДИТЕЛЬ КОНКУРСА СМИ МИНСТРОЯ 2016
Курс ЦБ на 18.01 USD:  59.4015-0,20 EUR:  63.28640,055 Курс нефти Brent: 55,44-0,41
BIM

Лента новостей

17:44
Каким образом в Подмосковье создадут 200 тыс. новых рабочих мест
17:37
Когда завершится реконструкция «газового кольца» Москвы
17:28
Какие объекты власти предлагают бизнесу в ЦАО Москвы
17:14
Где в центре Ростова-на-Дону серьезно ограничат движение из-за стройки
17:03
Власти Подмосковья разрешили строительство складов на 1 млн кв. м
16:54
В Севастополе скоро начнется строительство одновременно почти 80 объектов
16:47
В Екатеринбурге на беременную с ребенком с крыши упала куча снега
16:24
Власти Хабаровска, наконец, разрешили строительство крупного ТЦ с аквапарком
16:10
Что ещё построили для Рязанского высшего училища десантников
15:42
Российско-китайский инвестор поучаствует в стройке нового автовокзала в Хабаровске
15:15
Назван срок строительства южного дублера Кутузовского проспекта
15:01
В Новосибирске возведут крупную сеть современных поликлиник за 8,3 млрд рублей
14:45
Что уже готово на стройплощадке новой станции метро «Лухмановская» в Москве
14:26
Под Москвой стартовало строительство крупного торгово-офисного центра
14:11
Где в Москве построят новый крупный офисно-деловой центр
14:02
Новые подробности взрыва на Бийском олеумном заводе
13:43
Что намерен построить «Русал» в порту Ванино за 5,4 млрд. рублей
13:34
Сколько стоит и где находится самый дорогой особняк в России
13:17
Что в Воронеже доверили строить местному похоронному бюро
13:08
Сколько улиц Москвы будут благоустраивать в этом году
12:46
Что важного построили в ЮВАО Москвы в 2016 году
12:42
Строитель базы Хмеймим назначен на важную должность в Омске
12:30
В новой Москве открылся крупнейший гипермаркет «Лента»
12:19
Какой крупнейший молочный комплекс за 5,6 млрд рублей введут в Тюменской области
11:51
Вот что к 2030 году построят в Новосибирске за 175 млрд. рублей
11:44
Во сколько, на самом деле, обойдется строительство нового аэровокзала в Южно-Сахалинске
11:31
Что вынесли грабители из московской квартиры директора Фонда кино
11:29
Где на Калужском шоссе построили огромный надземный переход
11:27
В Перми судят директора стройфирмы, обманувшего дольщиков на 235 млн рублей
10:39
Каким в Тюмени откроют аэропорт Рощино после масштабной реконструкции
Все новости

Архив публикаций

«    Январь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Последние комментарии

ГЧП в дорожном строительстве: лекарство против кризиса или пустая трата ресурсов?

logo russianconstruction.com
ГЧП в дорожном строительстве: лекарство против кризиса или пустая трата ресурсов?

Председатель Совета директоров крупной дорожно-строительной компании делится своим видением проблемы применения схем ГЧП в строительной отрасли

На вопросы журнала отвечает председатель Совета директоров ОАО «ДСК «АВТОБАН» Николай СЕРЕГИН.

— Как при реализации крупных инфраструктурных объектов могут помочь схемы государственно-частного партнерства?

— Сегодня денег на строительство не хватает,объемы финансирования сокращаются. По уже строящимся объектам финансирование переносится на последующие годы. Это приводит к нарушению графиков строительства и ритмичности работы строительных организаций. Особенно это сказывается на крупных организациях, которые вынуждены где-то подсократиться, передислоцироваться, в чем-то — технически перевооружиться. Банки стали осторожничать и не хотят нести дополнительные риски, перекладывая их на строителей. Ключевая ставка, хоть и снижается, но по-прежнему высока. В целом объем кредитования уменьшается.

В ситуации финансовых затруднений может выручить ГЧП, когда государство софинансирует объекты и берет на себя бОльшую долю затрат в проектах. Эти схемы особенно подходят при реализации масштабных инфраструктурных проектов, но они по силам только крупным организациям. Считаю, в любом случае всегда лучше работать, чем ждать каких-то преференций и надеяться на будущее.

Но и государству это тоже выгодно: при ГЧП снимается ощутимая часть нагрузки с федерального бюджета. А строительной компании ГЧП позволяет планировать свою деятельность на целые годы вперед. Ведь это определенная гарантия того, что если все будет нормально с точки зрения рисков, то ты будешь долгие годы работать и зарабатывать. Поэтому, я думаю, эти схемы будут в нашей стране развиваться.

Потребность в реализации инфраструктурных объектов растет. Увеличивается количество транспорта, интенсивность движения. Однако финансирование нового строительства и реконструкции отстает от потребностей. Объемы строительства достанутся не всем, а только крупным, компетентным и эффективным компаниям. Одновременно происходит усиление требований государственного заказчика к качеству, компетенциям и эффективности исполнителей.

Стратегия удержания доли рынка за счет «исторического присутствия в регионе» и «доступа к заказам» уже не является приоритетной и правильной. И это понимают крупнейшие участники дорожно-строительного рынка. Как госзаказчики, так и крупные компании проявляют интерес к механизму ГЧП и проектам в таком формате. В данных проектах строитель выступает не только как генподрядчик, но и инвестирует свои финансовые ресурсы в создание объекта, тем самым показывая свою заинтересованность в соблюдении сроков строительства и соответствии требованиям заказчика в качественном исполнении работ.

В проектах ГЧП конкуренция будет лишь острее, ведь они интересны и крупным международным игрокам. Поэтому для того, чтобы конкурировать с крупными международными консорциумами на равных, необходимо быть эффективными и адаптировать свою бизнес-модель под нарастающие тенденции рынка и вызовы внешней среды.

 

— Что могло бы стимулировать развитие института ГЧП в России? Как в этом может и должно помочь государство?

— Прежде всего, нужна внятная правовая и нормативная база. Мы ожидаем принятия в скором времени ФЗ «О государственно-частном партнерстве», который все, надеюсь, расставит по местам. Хотелось бы, чтобы в нем была расширена возможность применения схем ГЧП. Сейчас они очень упрощенные и весьма жесткие. А должны быть более широкими, демократичными. Риски должны делить все участники строительного процесса: заказчики, подрядчики, банки.

 

— К слову, с какими рисками сталкивается частный инвестор при реализации проектов с использованием ГЧП?

— Перечислю основные. Прежде всего, это дорогие и малодоступные кредиты. Длинные деньги привлекать дорого и сложно, учитывая, что круг институтов, имеющих возможность проектного финансирования, весьма ограничен: не более 5—6 банков. Быстро меняющиеся условия финансирования серьезно усложняют финансовое закрытие проектов. Сегодня, к сожалению, банки рисковать не хотят.

Трудно прогнозируемая инфляция: по многим проектам инфляционный индекс фиксирован, что может привести к потерям частного инвестора. А отсроченные платежи в целом оказываются непривлекательными нестратегическому инвестору.

Валютные риски: в практике реализации ГЧП-проектов в России практически отсутствует механизм их государственного страхования.

Банковские гарантии по проектам достаточно дорогие и заметно увеличивают себестоимость их реализации.

Как видите, рисков и препятствий хватает. Поэтому сегодня очень мало реальных стратегических инвесторов, готовых вкладывать ресурсы и помочь стране в реализации стратегических задач — так, чтобы самим при этом заработать даже не завтра, а через 10—15 лет.

Понимаете, строить мы умеем. Накопленный опыт позволяет нам построить практически любой объект инфраструктуры, дорогу любой категории, любые искусственные сооружения. А вот вопрос финансовых рисков существует в каждом проекте. Пока, во всяком случае. И эти риски должны как-то «прикрываться», страховаться. Как именно? Надеюсь, об этом тоже будет сказано в новом законе.

 

— Насколько эффективна схема создания специальных проектных компаний (СПК) для реализации проектов ГЧП?

— Вы знаете, по-другому работать просто невозможно. Если это проект, он должен находиться под постоянным контролем, буквально каждый день и каждый час, особенно на начальной стадии. Поэтому участники проекта делегируют своих представителей в СПК.

Формируется некое ядро — команда специалистов, которые занимаются только этим проектом. Здесь и технические вопросы, и финансовые, и, конечно, продвижение. В общем, широкий круг вопросов.

 

— Что еще, помимо уже перечисленного Вами, препятствует развитию в нашей стране ГЧП-проектов?

— Я бы назвал нашу пресловутую косность и боязнь нового. Но если бы вышел закон с понятным и подробным механизмом реализации — больше было бы доверия к таким вещам. Сейчас, к сожалению, существует некое предубеждение, подозрение: ага, государственно-частное партнерство! А ну-ка, давай посмотрим — тут явно заложена какая махинация… Это все идет от отсутствия законодательства и механизма его применения.

 

— Ваша дорожная компания широко использует КЖЦ — контракты жизненного цикла. В чем их преимущество?

— Каждый конструктивный элемент дороги имеет свой срок службы. Любой построенный объект требует ухода за собой. Хорошо, качественно построил, бережно содержишь его, вовремя ремонтируешь — значит, объект работает эффективно, и ты получаешь с этого деньги. Если плохо построил, повышаются затраты на содержание и ремонт, сокращаются межремонтные сроки, и все — ты начинаешь «гореть».

Когда мы говорим о жизненном цикле, то оцениваем весь процесс строительства дороги или сети дорог с точки зрения эффективности, в том числе и в плане возврата вложенных средств. Так и должно быть. Поэтому КЖЦ — это хороший шаг, прогрессивная вещь.

 

— ВОПРОС ЧИТАТЕЛЯ. Сергей из Санкт-Петербурга интересуется, дорожники какого профиля востребованы у вас и что нужно, чтобы устроиться к вам на работу?

— Нужно быть специалистом и пройти определенные фильтры при приеме на работу. Это довольно непростая система получения баллов при заполнении тестового сборника. Здесь учитывается все, начиная от специальности и заканчивая характером. Затем проводится собеседование, по итогам которого и принимается решение, подходит нам человек или нет.

А профессионалы-дорожники нам нужны, особенно грамотные инженеры-проектировщики — их сегодня в отрасли остро не хватает. Старые кадры уже ушли, а молодых пока не научили... Менеджеров много, а вот инженеров мало.

 

— Традиционный вопрос редакции: как Вы проводите свободное время, чем увлекаетесь?

— Люблю книги. Например, сейчас читаю Александра Верта: очень нравятся его искренность, суждения. Обожаю Есенина, Высоцкого. Я поклонник охоты, рыбалки, прогулок по лесу— там появляются свежие мысли, приходят новые идеи.

У меня два взрослых сына. Оба дорожники. Но работают не со мной, а отдельно: каждый топчет свою тропку.

Беседу вел Андрей ЧЕРНАКОВ

Похожие публикации

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Партнеры

Национальное объединение строителей

Кнауф

Скания

Volvo

RUKKI

Волма

Iveco

Profine

RF

Paroc

СГК

Этернит

Наверх