Москва +19 °C, дождь.

ПОБЕДИТЕЛЬ КОНКУРСА СМИ МИНСТРОЯ 2016
BIM

Лента новостей

10:20
Где в Москве отобрано 300 для строительства новых домов для жителей пятиэтажек
10:19
Воробьев назвал реальные сроки расселения ветхого жилья в Подмосковье
09:45
Где и почему в Москве разметили ещё 19 новых диагональных переходов
09:37
Какой современный терминал возведут в аэропорту Челябинска за 2,9 млрд рублей
17:54
Где в России построили первый в СНГ завод японских автопокрышек
17:33
В Свердловской области вынесен приговор по делу о нападении на электромонтеров
17:08
Из-за чего сегодня вновь было заблокировано движение на МКАД
17:01
Назван срок проблемного долгостроя на ул. Писаревская в подмосковном Пушкино
16:42
В Ленобласти создано новое ведомство для работы с долгостроями и соцобъектами
16:22
Обманутый дольщик в Нижегородской области судится с застройщиком за нарушения срока сдачи жилья
16:10
В Самаре почти достроили первый арендный дом для обманутых дольщиков
15:45
Замминистра строительства и ЖКХ Прикамья неожиданно оставил свой пост
15:23
В Иркутске почти завершена реконструкция Покровской развязки
15:08
Где в Кабардино-Балкарии проложат новую железную дорогу
14:36
Какую необычную технологию испробуют при строительстве дорог в Тюменской области
14:24
Когда в Тольятти возведут аллею в честь 50-летия АВТОВАЗа
14:18
Участки каких улиц Москвы сегодня стали односторонними
14:07
В Москве стройкомнаия предлагает желающим пожить в её домах за хорошую плату
13:51
Как экс-мэр Есентуков Писаренко стала фигурантом сразу 11 уголовных дел
13:30
В Москве назвали среднюю цену всех продаваемых квартир в пятиэтажках
13:20
Мэр Собянин рассказал о планах по благоустройству парков Москвы
13:12
В Москве ищут желающих создать реальный проект реновации жилья
12:57
Как в Москве заработал и чем занимается Дорожный патруль ЦОДД
12:45
Для чего в России хотят создать открытую группу по информмоделированию
12:37
В Челябинске решено построить еще одну гигантскую школу на 1,5 тыс. мест
12:13
Выяснилось, кто достроит участок трассы Надым – Салехард за 2,94 млрд рублей
11:51
Какой завод китайцы собрались строить в Сургуте за 600 млн рублей
11:49
Тайна смерти в Москве бывшего директора скандального НПО «Космос»
11:33
Что сегодня реально творится на трассе «Кавказ» в Ставропольском крае
11:26
Подробности ЧП на стройке в Новосибирске, где сорвалась люлька с рабочим
Все новости

Архив публикаций

«    Май 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Последние комментарии

Вместо паровоза — пылесос

logo russianconstruction.com
Вместо паровоза — пылесос
Такая судьба ждет Новую Москву?

Решение о присоединении новых территорий к Москве было принято 1 июля 2012 г. Но до сих пор большая часть градостроителей, архитекторов, общественности России пребывает в шоке. Кто-то пытается добиться моратория и отмены этого решения, кто-то возмущается в узком кругу, так как по долгу службы считает себя не вправе осуждать принятое правительственное решение. Однако периодически этот джин вырывается из бутылки.

Фестиваль «Зодчество»

Очередное спонтанное обсуждение этого вопроса возникло на одном из круглых столов, проведенных в рамках фестиваля «Зодчество» в декабре прошлого года. В незапланированной дискуссии ни один из выступивших не встал на защиту Новой Москвы. Суть выступлений была такова: есть города, которые развиваются по радиально-кольцевому принципу, территории веками прирастают как годовые кольца на деревьях. Так 865 лет развивалась Москва. Есть города, которые в силу природных особенностей развиваются по принципу продольной застройки. Например, так развивается Волгоград.

Из Москвы сделали нечто небывалое, соединив эти два принципа.

Но, как сказал кто-то из великих, успешно может развиваться только что-то гармоничное и даже красивое. Фигуру, в которую превратилась Москва, гармоничной и красивой назвать никак нельзя.

Было высказано и такое соображение — уж если к Москве приделывать такой аппендикс, то логичнее было бы делать это в сторону второй столицы — Петербурга.

Но это, как говорится, эмоции. А есть и глубоко аргументированные возражения.

В свое время против этого решения выступил бывший тогда губернатором Московской области Сергей Шойгу, объяснив свою позицию тем, что оно создает трудности в управлении Московской областью, где инженерные коммуникации, дороги, энергоснабжающая структура рассечены новой территорией Москвы. Не последнюю роль играло и то, что к Москве отошли крупные налогоплательщики, которые пополняли областной бюджет.

В марте 2012 г. эта тема обсуждалась на заседании Общественной палаты. Многие выступающие говорили о проблемах, которые возникнут в случае принятия такого решения. В частности, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов сказал, что это приведет к еще большей гиперцентрализации Москвы. По мнению Юрия Васильевича, присоединение новых земель по большому счету ничего Москве и москвичам не дает. Просто бизнес получил новые земли для своего обогащения.

— Напрашивается сравнение расширения границ Москвы и Парижа, — говорит Юрий Васильевич. — Во Франции одно только обсуждение шло около 20 лет. В него был вовлечен большой круг специалистов и общественности. Столько копий было сломано. А нас просто поставили перед фактом.

Самое неприятное, что эта идея была подана как необходимость для вывода за пределы исторической Москвы правительственных учреждений. Но уже тогда прозвучали ироничные высказывания по этому поводу. Всерьез никто не поверил, да это и противоречит мировой практике. А осадок остался, потому что на свет Божий вытащили поднадоевшую байку о том, что это делается для блага населения.

Эксперты выражают сомнение, что расширение границ города решит и транспортную проблему, скорее наоборот.

Москва — пригород Калуги?

Но если быть честным, особого сопротивления планам расширения Москвы почти никто не оказал, в том числе и градостроители. Скорее всего, многие не верили в серьезность такого варианта развития столицы. Москва веками развивалась кольцеобразно, многие допускали ее расширение до границ нынешней ЦКАД. Часть общественности выступала за создание вокруг Москвы городов-спутников. Юрий Лужков, будучи мэром, пытался добиться объединения Москвы и Подмосковья в один субъект, тогда регион развивался бы более — менее равномерно.

— Я считаю, что поздно после драки кулаками махать. Решение принято, пусть неудачное, но сейчас главная цель остается — не допустить перегибов в освоении территории Новой Москвы, — это мнение одного из известных градостроителей, который попросил не называть его фамилии.

Такой позиции придерживаются многие.

Но не все. «Белой вороной» остается, например, один из ведущих российских градостроителей Юрий Бочаров. Он выступает против Новой Москвы при любой возможности, пишет статьи, надеясь, что здравый смысл возобладает и на решение будет наложен мораторий до тех пор, пока не будут проведены серьезнейшее исследования возможных последствий этого необдуманного шага.

По его мнению, в Москве через несколько десятилетий будет проживать до 30 млн человек. С учетом депопуляции нашего населения — это каждый четвертый житель страны. Новая Москва привлечет огромные массы мигрантов. Уже сегодня до 80% миграционных потоков ориентировано на Москву.

В нашей столице плотность населения — около 10,6 тыс. человек на кв. км — одна из самых высоких в мире. Для сравнения — в Петербурге она составляет 3,4 тыс. человек на кв. км.

— Новой Москве будет трудно срастись с Москвой исторической, — считает Юрий Петрович. — Просто рядом со столицей может возникнуть новый город с населением 6–8 миллионов жителей. Представляете, какая это нагрузка на окружающую среду, на транспортную инфраструктуру, инженерные коммуникации.

Юрий Бочаров ссылается на слова американского коллеги, который сказал, что в мире столицы являются локомотивами в развитии страны, а Москва становится пылесосом, который стягивает со всей страны ресурсы.

В то время как сотни российских поселений теряют статус города, идет отток населения с Дальнего Востока, пустеют деревни и села, Москва притягивает к себе все новые сотни тысяч жителей, которым нужны рабочие места, жилье, места в детских садах и школах и т.д.

Одна из причин — отставание в развитии остальной территории страны. Пусть Москва и дальше остается манящей и прекрасной, но она не должна быть оазисом, куда жизненно необходимо вырваться. Все столицы мира привлекательны в глазах провинции, но при этом и развитие остальных территорий идет по восходящей. У нас же во многих поселениях людям элементарно негде работать или заработки настолько низкие, что практически нет смысла работать.

По словам г-на Бочарова, увеличение территории Москвы так, как оно было сделано, противоречит Конституции РФ и международному опыту. Юрий Петрович не нашел ни одного примера за последние 200 лет, чтобы одномоментно территория какой-либо столицы была увеличена в два с половиной раза. Решения такого уровня принимаются после всенародного обсуждения. А у нас это, по сути, было сделано силовым методом в угоду бизнеса.

Юрий Петрович выделяет три главные силы, которые «пробили» это непопулярное решение. Это землевладельцы, скупившие подешевке бывшие совхозные и колхозные земли. Московская и подмосковная земля по привлекательности сравни нефти. Не выращивать же на ней картошку, которая много доходов не принесет! Вторая сила — это крупные строительные организации, которым стало тесно в рамках старой Москвы. И третья — мэрия, которая под нажимом первых двух и сумела добиться такого поворота событий.

Характерный штрих.

— Председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии В. Кашин рассказал в одной из газет о встрече бывшего президента страны Дмитрия Медведева с депутатами в июле 2012 года, – говорит Юрий Петрович. – Он отметил, что был совершенно не готов к такому масштабному расширению столицы. «Речь шла о небольшом участке, об открытии форточки для Москвы, а получилась «форточка в 160 тысяч гектаров, аж до Калужской области».

Удар по экологии

Москвичам известно, как еще в советское время экологическая общественность билась за сохранение подмосковных лесов. Их называли «легкие Москвы». Большие страсти, например, кипели, когда строилась Челобитьевская ТЭЦ на северо-восточных границах столицы. С освоением новых территорий ситуация будет только ухудшаться. Москва сегодня является одним из самых загрязненных городов страны и мира. Так, в прошлом году рейтинговая компания NYC Partnership Consulting включила Москву в число самых загрязненных мегаполисов и столиц мира. Она оказалась единственной европейской столицей, «победившей» в этом «конкурсе». По мнению члена Московского городского общества защиты природы Антона Хлынова, ситуация будет только ухудшаться, поскольку застройщики будут правдами и неправдами переводить земли лесного фонда в другие категории, позволяющие возводить коттеджные поселки и элитные многоэтажки.

Как тут не вспомнить слова Карла Маркса о том, что капиталист на все пойдет, если ему светит доход в 200%. Не оказались ли Москва и Подмосковье таким лакомым кусочком? А что будет со страной через 40 лет — многих наших современных капиталистов это мало интересует, тем более, что многие из них свое личное будущее со страной и не связывают.

Татьяна КУРАПИНА

Похожие публикации

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Партнеры

 

Национальное объединение строителей

Кнауф

Скания

Volvo

RUKKI

Волма

Iveco

Profine

RF

Paroc

СГК

Этернит

Наверх