Москва +19 °C, дождь.

ПОБЕДИТЕЛЬ КОНКУРСА СМИ МИНСТРОЯ 2016
BIM

Лента новостей

10:20
Где в Москве отобрано 300 для строительства новых домов для жителей пятиэтажек
10:19
Воробьев назвал реальные сроки расселения ветхого жилья в Подмосковье
09:45
Где и почему в Москве разметили ещё 19 новых диагональных переходов
09:37
Какой современный терминал возведут в аэропорту Челябинска за 2,9 млрд рублей
17:54
Где в России построили первый в СНГ завод японских автопокрышек
17:33
В Свердловской области вынесен приговор по делу о нападении на электромонтеров
17:08
Из-за чего сегодня вновь было заблокировано движение на МКАД
17:01
Назван срок проблемного долгостроя на ул. Писаревская в подмосковном Пушкино
16:42
В Ленобласти создано новое ведомство для работы с долгостроями и соцобъектами
16:22
Обманутый дольщик в Нижегородской области судится с застройщиком за нарушения срока сдачи жилья
16:10
В Самаре почти достроили первый арендный дом для обманутых дольщиков
15:45
Замминистра строительства и ЖКХ Прикамья неожиданно оставил свой пост
15:23
В Иркутске почти завершена реконструкция Покровской развязки
15:08
Где в Кабардино-Балкарии проложат новую железную дорогу
14:36
Какую необычную технологию испробуют при строительстве дорог в Тюменской области
14:24
Когда в Тольятти возведут аллею в честь 50-летия АВТОВАЗа
14:18
Участки каких улиц Москвы сегодня стали односторонними
14:07
В Москве стройкомнаия предлагает желающим пожить в её домах за хорошую плату
13:51
Как экс-мэр Есентуков Писаренко стала фигурантом сразу 11 уголовных дел
13:30
В Москве назвали среднюю цену всех продаваемых квартир в пятиэтажках
13:20
Мэр Собянин рассказал о планах по благоустройству парков Москвы
13:12
В Москве ищут желающих создать реальный проект реновации жилья
12:57
Как в Москве заработал и чем занимается Дорожный патруль ЦОДД
12:45
Для чего в России хотят создать открытую группу по информмоделированию
12:37
В Челябинске решено построить еще одну гигантскую школу на 1,5 тыс. мест
12:13
Выяснилось, кто достроит участок трассы Надым – Салехард за 2,94 млрд рублей
11:51
Какой завод китайцы собрались строить в Сургуте за 600 млн рублей
11:49
Тайна смерти в Москве бывшего директора скандального НПО «Космос»
11:33
Что сегодня реально творится на трассе «Кавказ» в Ставропольском крае
11:26
Подробности ЧП на стройке в Новосибирске, где сорвалась люлька с рабочим
Все новости

Архив публикаций

«    Май 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Последние комментарии

Потоп — стихия. Последствия — безалаберность

logo russianconstruction.com
Потоп — стихия. Последствия — безалаберность
Принятые десятилетия назад программы защиты от наводнений до сих пор не реализованы

Та катастрофа, которая произошла нынешним летом в Амурской области и Хабаровском крае, вызывает недоуменный вопрос: неужели возможности подобного разгула стихии никто не предвидел? Неужели не было разработано программ, предусматривающих меры по защите дальневосточных городов от наводнений?

Оказывается, были. Об этом мы беседуем с членом-корреспондентом РААСН, председателем Дальневосточного отделения академии, доктором технических наук Александром Беккером (фото слева).

— То, что произошло в Амурской области и Хабаровском крае, проблема не новая. Еще в 50-е годы наши специалисты, ученые Дальнего Востока, изучали проблему наводнений в регионе, причем изучали ее совместно с китайскими коллегами. В итоге была выработана совместная советско-китайская программа, которая принимала во внимание весь регион. Потому что Уссури, которая протекает по границе между Приморьем и Китаем, впадает затем в Амур и крупные наводнения захватывают территории обоих наших государств. В то время это хорошо понимали. Однако потом эти совместные исследования, к сожалению, постепенно прекратились.

На Дальнем Востоке проблемы наводнений есть не только в Хабаровском крае, но и в Приморском. Ученые-гидротехники в свое время разработали программу защиты населенных пунктов Приморского края от наводнений. И она тогда начала финансироваться. Однако в постсоветские времена все заглохло. А поскольку в Приморье наводнения бывают в среднем раз в десять лет, то именно тогда и начинается очередной ажиотаж вокруг последствий разгула стихии. Тем не менее, в соответствии с этой программой у нас все же построены ряд каналов, защитных систем, дамб. Такие мероприятия проводились во Владивостоке, в Находке, в Уссурийске и еще в ряде населенных пунктов Приморья.

— Кто должен финансировать реализацию подобных программ?

— Администрация края, области должна финансировать разработку проектов, а федеральные власти — их реализацию. То есть региональный бюджет оплачивает примерно 7—10 процентов общей стоимости проекта, остальное — федеральный. Местным бюджетам полностью вытянуть такие затраты ни при каких обстоятельствах не удастся. Государство должно систематически принимать участие в реализации этой программы. Это должна быть программа федерального уровня с регулярным финансированием. Потому что эти сооружения нужно не только строить, но и эксплуатировать, регулярно ремонтировать и т.д. Только так можно надежно защищать населенные пункты от последствий наводнения.

Собственно, раньше так и было. Я был председателем экспертной комиссии, которая принимала как саму эту программу, так и проекты защиты отдельных населенных пунктов. Такие программы должны быть в каждом субъекте, в котором существует риск наводнения.

— В чем суть этой программы?

— Программа разработана на основе изысканий, анализа, расчетов. Были конкретно для каждого населенного пункта разработаны мероприятия, с учетом их рельефа, геологии и т.д. В соответствии с этой программой были выполнены проекты защиты конкретных населенных пунктов. Была проведена классификация, в которой определялись величины стока, возможный вред, методы предотвращения... Если все это делать систематически, то ситуацию в случае наводнения можно улучшить, снизить риск тяжелых последствий паводков. Тогда не будут страдать ни люди, ни народное хозяйство. Ведь те 40 млрд руб., которые выделяются на ликвидацию последствий наводнения в Хабаровском крае и Амурской области — это только прямые затраты на компенсации пострадавшим. А такой ущерб, как, например, потери урожая и связанные с ними последствия, измеряется гораздо большими цифрами.

— Какие мероприятия обычно предусматривают такие программы?

— Программы предусматривают систематизацию и обобщение фондовых материалов и изысканий, оцениваются возможные методы защиты территорий от наводнений, объемы капиталовложений. На основе этих материалов выполняются проектно-изыскательские работы. Именно проектами предусматриваются конкретные мероприятия. Виды мероприятий зависят от многих факторов: рельефа местности конкретного поселения, объемов стока, застройки территории и многих других. Там, где достаточно низкие отметки, строят дамбы, проводят обвалование. А бывает, что, напротив, нужно не дамбы возводить, а проложить каналы, чтобы быстро сбрасывать поднявшуюся воду.

В ряде случаев нужно проводить расчистку русел рек. Например, несколько лет назад во Владивостоке русло одной из небольших речек оказалось засоренным, и сток в море под железнодорожной насыпью засорился, уровень воды поднялся и даже затопил первые этажи жилых зданий. А как прочистили — все нормализовалось.

Конечно, все это стоит денег, но в итоге — это гораздо меньшие затраты, чем те, которые государство несет от наводнений, особенно таких, как нынешнее наводнение в Хабаровском крае и Амурской области.

— А сейчас что, с вашей точки зрения, нужно сделать? Пересмотреть параметры защитных сооружений?

— Нельзя соорудить защитные сооружения на все возможные случаи жизни — это дорого и не оправдано. Поэтому нужно придерживаться тех проектных норм, которые существуют и учитывают особенности климатических условий конкретной местности. Они нормируют, от какого максимального уровня паводка должны защитить данные сооружения. На Амуре произошло ненормативное превышение уровня, это стихийное бедствие, от такого никто не застрахован. Однако если систематически проводить необходимые мероприятия, строить нормальные защитные сооружения, таких серьезных разрушений даже при сверхнормативных подъемах воды будет меньше.

Что делать? Просто об этом не надо забывать и систематически заниматься реализацией программ и конкретных проектов защиты территории и населенных пунктов от наводнений, в том числе и в нормальные, и засушливые периоды, а не «в горячем порядке», от наводнения к наводнению.

— В новостях показывали, как дом, построенный по канадской технологии, просто всплыл и где-то зацепился за столб, оставаясь на плаву. Может быть, в районах, подверженных наводнениям, строить именно такие дома в частном секторе? Своего рода «Ноевы ковчеги»?

— Не думаю. Просто нужно строить выше максимального уровня воды. Для этого необходимо либо делать насыпи, либо поднимать здания на свайных основаниях.

В некоторых районах спасают дамбы, в других — нужны другие мероприятия. Я уже говорил — все зависит от конкретных условий: рельефа, возможного уровня подъема воды, частоты подобных явлений и т.д. И сейчас, когда будут строить жилье для пострадавших от наводнения, все это обязательно нужно учесть. Однако надо понимать: даже если реализовывать конкретные проекты защиты от наводнений в рамках программ защиты от наводнений, то в таких кризисных ситуациях, как в этом году, ущерб все равно будет, поскольку проектами предусматриваются нормативные объемы стоков и уровни воды. Но он будет гораздо меньше, чем случилось сейчас.

— Что касается приморской программы, с которой мы начали разговор, «вдохнут» ли в нее нынешние события новые силы, сдвинется ли она с мертвой точки? Или будут ждать, когда нечто подобное произойдет и в Приморском крае?

— Лучше учиться на чужой беде, чем ждать свою. Надеюсь, что с мертвой точки она сдвинется. Однако теперь к программе нужно возвращаться уже с точки зрения современных позиций. Проекты, которые были разработаны раньше, уже морально устарели, их нужно переделать в соответствии с требованиями современных нормативных требований и воплощать в жизнь.

Сейчас в РААСН мы принимаем ряд мер, связанных с этой проблемой. Решили объединить потенциал научно-исследовательских и проектных институтов, вузов края, чтобы возобновить реализацию этой программы. Полагаю, нашему примеру последуют и другие регионы, где велик риск подобных стихийных бедствий.

— Спасибо за беседу!

Михаил ЗИБОРОВ

Фото:  vladtime.ru, psmigid.ru, tltnews.ru

Похожие публикации

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Партнеры

 

Национальное объединение строителей

Кнауф

Скания

Volvo

RUKKI

Волма

Iveco

Profine

RF

Paroc

СГК

Этернит

Наверх