Москва +12 °C.

ПОБЕДИТЕЛЬ КОНКУРСА СМИ МИНСТРОЯ 2016
BIM

Лента новостей

17:49
Когда в Мневниковской пойме начнут строительство улично-дорожной сети
17:42
Где в Новой Москве построят новое Остафьевское шоссе
17:13
Подробности жуткой гибели рабочего, разбившегося на стройке дома в Ростовской области
17:02
Какой современный Дворец спорта построят в Калуге за 3,76 млрд рублей
16:42
Собянин назвал реальные данные об очереди за жильем в Москве
16:38
Сколько аварийного жилья и где ещё осталось расселить в России
16:13
Кадыров вручил малоимущим ключи от 30 новых домов в поселке Ойсхара
16:12
Москвичи назовут лучший строительный проект в 2016 году
15:42
В Братске раскрыта крупная махинация при возведении муниципального жилья
15:21
Когда в Екатеринбурге возведут крупнейший аутлет-центр
15:01
Где в Монголии построят новую железную дорогу в Россию
14:44
В Оренбурге выделят почти 30 га земли для строительства дорог
14:25
Где в Екатеринбурге сносят памятник архитектуры ради стройки высотки
14:19
Как в Москве решили судьбу ТРЦ «Пятая авеню»
14:00
Вот что реально твориться на стройплощадке станции метро «Рассказовка»
13:45
Что обнаружилось в ходе массовой замены лифтов в России
13:39
В Обнинске достроен дом для 320 дольщиков компании «СУ-155»
13:16
Кто и как будет оценивать качество домов, строящихся в Москве по реновации
13:05
Когда и где власти решили перекрыть Тверскую улицу Москвы
12:53
В Москве в Лефортово прорыли ещё один очень важный тоннель
12:33
Как в Пермском крае решено переименовать министерство строительства и ЖКХ
12:32
Вот где будут строить новую базу сборной России по футболу
12:14
В Подмосковье ввели крупную автоматизированную молочную ферму
11:52
Почему срочно перекрывают движение на участке трассы «Кавказ»
11:33
Как в России разрешили взыскивать моральный вред за плохие ЖКУ
11:30
Как мэр подмосковной Балашихи лишился должности из-за скандальной свалки
11:16
Где в Ингушетии возвели важную автодорогу раньше срока
10:43
За что в Москве расстреляли главу компании «КапСтрой»
10:30
Как в Приморье маленькую девочку убил телевизор
10:23
Когда в Новороссийске введут вторую очередь мегацентра «Красная Площадь»
Все новости

Архив публикаций

«    Июнь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 

Последние комментарии

Почему стройкомплекс России боится инноваций

logo russianconstruction.com
Почему стройкомплекс России боится инноваций

В России слабо внедряются новые строительные материалы и технологии, поскольку существующая система не способствуют этому. В чем причина? 


В рамках деловой программы 2-й международной специализированной выставки «Импортозамещение» Комитет НОПРИЗ по новым технологиям и строительным материалам прошел круглый стол на тему «Способы стимулирования импортозамещения и инноваций в строительной отрасли». О чем говорили?

 

Все наоборот

Ситуация в отрасли строительных материалов не улучшается, спад производства не прекращается, констатировал член Совета НОПРИЗ Илья Константинов. Многим предприятиям не хватает денег. В итоге слабые игроки покидают рынок. Выживают лишь те из них, у кого качественный менеджмент.

В этой непростой ситуации многие компании мог бы выручить экспорт. Однако он сокращается, а вот импорт строительных материалов, напротив, растет. То есть ситуация прямо противоположная той, которая нам сегодня необходима.

Почему же не растет экспорт стройматериалов? По мнению Ильи Константинова, здесь есть несколько фундаментальных причин.

Отсутствует поддержка со стороны государства. Для выхода на международные рынки предприятиям не хватает элементарных знаний и опыта, не говоря уже о средствах. Во многих случаях отечественные заказчики предпочитают импортные поставки, даже не имея представлений об отечественных аналогах. А это, в свою очередь, дестимулирует наши компании осваивать новую современную продукцию.

Почему стройкомплекс России боится инноваций

Между тем такие возможности есть. Но для этого требуется грамотная финансовая политика, которая бы позволяла малому бизнесу быстро перестраивать производство в соответствии с меняющейся конъюнктурой. 

Последнее жизненно необходимо, поскольку сегодня рынок предлагает много новых технологий и материалов. К сожалению, существующие в России барьеры на пути их внедрения — не только технологические, финансовые или связанные с отсутствием спроса. Этому мешают и старые прейскуранты, в которых нет новых позиций. Вопрос застарелый, но пока так и не решенный.

  

Железный занавес

Однако корни проблемы находятся еще глубже. Часто использование старых материалов и технологий закладывается еще на стадии проектирования. Главный специалист института «Стройпроект» Надежда Минаева напоминает, что за рубежом в применении новых материалов заинтересованы, прежде всего, подрядчики.

Их цель — сэкономить средства на строительство, снизить его себестоимость. Вместе с заказчиками подрядные компании согласовывают порядок и объемы применения новых материалов, показывают соответствующие сертификаты, на основе которых и принимается окончательное решение.

Способствует внедрению и практика обязательного страхования объектов, при этом сумма страховки делится между заказчиками и подрядчиками.

Почему стройкомплекс России боится инноваций

У нас же все не так. По закону о техническом регулировании на новые материалы должны быть приняты ГОСТы или своды правил. Но их, как правило, не существует. Нельзя сделать и экспертизу по применению новинок.  А раз нет ГОСТов, стандартов, новых правил — то и использовать новые материалы затруднительно. По сути дела, на внедрение новых материалов и технологий опущен железный занавес, с горечью резюмирует Надежда Минаева.

Вот яркий пример такой ситуации. Проектанты предложили сделать из полимерных конструкций пешеходный переход через дорогу. Цель — снизить себестоимость работ, тем более что подобные объекты успешно эксплуатируются. И что в итоге? Заказчик в лице ГК «Автодор» этот  вариант не согласовал. Его вердикт был таким: «Идите по традиционному пути».

К слову, до 2007 года было легче, напоминает Надежда Минаева: имелась возможность с помощью экспертизы доказать правильность и безопасность применения нового материала. Но затем законодательство изменилось, и теперь оно требует заново писать спецтехусловия на каждый объект. А то, что эффективность использования материала или технологии уже проверены,  в расчет не принимается.  

На Западе все иначе: там делают временные техусловия, и после внедрения новшества утверждают их на государственном уровне. У нас же создана такая громоздкая система, что большинство заказчиков не берут на себя ответственность по внедрению инновационных материалов, даже если это не несет изменений конструктивных характеристик объекта. Хотя закон позволяет так делать.

Впрочем, что говорить. У нас даже с терминологией далеко не все ясно. Например, не существует четкого определения, что такое инновационные материалы. А чтобы их зарегистрировать, нужно минимум полтора года.   

 

Без руля и ветрил

Подвел итог этой неутешительной дискуссии генеральный директор Московского института материаловедения и эффективных технологий Марсель Бикбау.

По мнению известного ученого, у государства нет продуманной технической политики, а рынок не способен ее заменить — он у нас не работает. Отраслевая наука слаба и в основном занимается гармонизацией на российской почве евростандартов. Своих же достижений — кот наплакал.

Однако, как считает Марсель Янович, и в этих неблагоприятных условиях можно искать и находить способы для продвижения инноваций. В 2011 году был принят закон о предстандартах. Он позволяет разработывать и  внедрять новые материалы. Этот инструмент можно использовать в течение трех лет, и если есть положительные результаты, новая разработка получает право на жизнь.

Особенность предстандартов в том, что они предусматривают публичное обсуждение и коллективное принятие решения. Но для их более активного использования требуются стимулы. Например, в Китае, если применяются новые материалы, компания на два года освобождается от уплаты налогов.

У нас подобной практики просто не существует. Поэтому мы и находимся там, где находимся. Не надоело?

Владимир ГУРВИЧ

Фото: ooo-kki.ru, sdelanounas.ru, sputnik.tj

 

Похожие публикации

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Партнеры

 

Национальное объединение строителей

Кнауф

Скания

Volvo

RUKKI

Волма

Iveco

Profine

RF

Paroc

СГК

Этернит

Наверх